Нонна Мордюкова: становление актрисы

Нонна Мордюкова росла в большой семье, поэтому в детстве ей приходилось много работать. В 12 лет она решила стать актрисой и, находясь под впечатлением от фильма «Богдан Хмельницкий», написала письмо исполнителю главной роли Николаю Мордвинову. Его можно назвать кинематографическим крестником Нонны: популярный Мордвинов ответил на письмо девочки и посоветовал ей после школы поступать во ВГИК.

С годами желание стать актрисой у Нонны не пропало, и в 1945 году, после окончания учебы в школе, она поехала в Москву. Рассказывая о поступлении во ВГИК, Мордюкова вспоминала, какой стресс она испытала, когда поняла, насколько невыигрышно смотрелась на фоне хорошо одетых москвичей. К отборочным турам Нонна также не была готова, поэтому, когда ее попросили прочитать басню или стихотворение, она, к тому времени еще и проголодавшаяся, восприняла это как личную обиду и разрыдалась. Комиссия отнеслась к ситуации с пониманием и предложила Нонне рассказать какую-нибудь историю. Вот тут девушка и произвела на комиссию впечатление, потому что рассказчик Нонна была великолепный, а историй из жизни у нее в запасе было множество. Так ее приняли во ВГИК, в актерскую мастерскую Б. В. Бибикова и О. И. Пыжовой, и дали место в общежитии.

Училась Нонна только на «отлично», и уже на втором курсе, в 1947 году, была приглашена режиссером С. Герасимовым на одну из главных ролей в фильме «Молодая гвардия». Гордая красавица-казачка прекрасно подошла на роль, сочетавшую высокую романтику с большим патриотизмом и верностью коммунистическим идеалам, – роль Ульяны Громовой. После проката фильма Нонну узнала и полюбила вся страна, а правительство удостоило ее высокой награды – Сталинской премии I степени. К сожалению, этот образ помешал Нонне в дальнейшей карьере: режиссеры видели в ней только Ульяну Громову, и актриса долго ждала следующую роль.

Окончив ВГИК в 1950 году, Мордюкова поступила на работу в Театр-студию киноактера (в настоящее время Государственный театр киноактера), в котором работала до 1991 года. В большое кино Мордюкову вернул Всеволод Пудовкин, пригласивший актрису на эпизодическую роль в фильме «Возвращение Василия Бортникова». Игра Нонны была столь убедительна, что после этого фильма актрисе стали предлагать главные роли. Мордюковой удавалось достоверно передавать характеры своих персонажей: мучительное перерождение Стеши Ряшкиной из «Чужой родни», ответственность председателя колхоза, молодой вдовы Саши Потаповой, в «Простой истории», грубость и наглость горластой спекулянтки Дони Трубниковой из «Председателя» и многие другие.

В работе над фильмами Мордюкова опиралась на собственный жизненный опыт: вдохновение для создания образов своих героинь она черпала из воспоминаний о матери, о голодном детстве и о трудной станичной жизни. Обладая выдающимся талантом и трудолюбием, Нонна со всем присущим ей драматизмом и трагизмом воплощала на экране роли русских женщин с непростой судьбой.

Ее заслуги были оценены в полной мере: в 1965 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР, в 1969 году – Народной артистки РСФСР, а в 1974 году – высочайшее звание Народной артистки СССР.


Комментарии